S&P true story
Как стать писателем
Я отдаю себе отчет в том, что это ни что иное, как «игра в писателя». Да, я не известна на весь мир. Но это не делает мою книгу плохой. Я точно знаю, что пишу хорошо. Просто живу немного не в свое время.
В мире, где слишком много возможностей, сделать что-либо слишком просто. Постойте, но это только одна сторона медали. А как же проблема выбора и бешеная конкуренция? Да и банальный вопрос: нужно ли то, что вы делаете, избалованному обществу? Сегодня поговорим о том, как полюбить литературу, поверить в собственный талант и издать свою книгу. История начинающего писателя Анастасии Почебут, как вызов потерявшей актуальность профессии.
За все школьные годы прочитала ровно три художественных произведения: «Вишневый сад» и «Горе от ума», потому что по ним у меня в старших классах были индивидуальные задания, и «Заводной апельсин», потому что эта книга считалась модной в среде, в которой я общалась в молодости. Абсолютно все произведения школьной программы, кроме двух обозначенных выше, я даже не пыталась открыть. Как и подавляющее большинство, я обрывисто читала краткие содержания на переменах перед контрольными работами или судорожно выслушивала пересказы более ответственных одноклассников, которых кстати было не больше пяти человек. Все остальные примыкали к тому же лагерю, что и я: люди, насмешливо глядящие на тех, кто увлечен чтением по собственной воле. Книги - это же скучно! Это то, что нас делать заставляют! Книги стоят наравне с задачами по геометрии, потому что и то, и другое делать надо в принудительном порядке, да еще и получать за это оценки! До лета 2012 года таковы были мои отношения с литературой. Жаль, что осознание ценности литературы приходит после школы, а у некоторых, к сожалению, не приходит вообще.
Летом после выпускного мы с подругами поехали отдыхать, и накануне вылета меня осенило, что я не скачала ни одного фильма на планшет. В ужасе я стала искать, чем бы можно было себя занять в полёте и на отдыхе в целом, на глаза попалась «1984» Оруэлла, лежащая в дальней полке шкафа вся в пыли. Конечно, от перспективы развлекать себя книгой, у меня слегка испортилось настроение, но уже после первой страницы, мной овладело сомнение…Неужели мне действительно хочется продолжать читать и мне это не в тягость? «1984» перевернула весь мой мир с ног на голову! Я читала, и у меня в прямом смысле слова тряслись руки и учащалось дыхание. Когда книга закончилась, я закрыла её и двадцать минут сидела молча, уставившись в одну точку. Книга преследовала меня еще неделю: паника и ужас не покидали меня. С тех пор, любая книга, которую я читаю, - лишь попытка вернуть изумление, в которое повергла меня «1984». Но я знаю, что этого не случится, ведь такое бывает только раз. Лишь благодаря «1984» я стала читать книги и к сегодняшнему дню прочитала их уже несколько сотен, и если бы я столько не прочитала, навряд ли бы когда-то написала собственную. В день, когда я закрыла «1984», я открыла в себе нового человека!
Осознание того, что я хочу написать книгу, ко мне не приходило. Всё случилось спонтанно, я сама ничего не успела понять. Началось всё банально: однажды ночью я не могла уснуть, потому что в голову лезли образы и мысли. Наверное, каждый второй писал ночью стихи или рассказы, а утром они казались ему полным бредом. Я решила записать всё, что не давало мне уснуть, а перечитав утром, мне, как ни странно, не стало за себя стыдно. Я отправила несколько самых сильных абзацев друзьям, не сказав, что автор - я. Никто даже не заподозрил, что я прислала им не выдержки из очередной известной классики. Так постепенно, за два года, родился роман «Простое прошедшее». Он был полностью закончен, когда мне был двадцать один год, и лежал в столе, я дала его прочитать только самым близким друзьям. На мой двадцать второй день рождения подруги напечатали один экземпляр в типографии и подарили мне, отметив, что хотят, чтобы книга была обнародована, и что их подарок должен будет висеть у меня под стеклом в рамке через несколько десятков лет, как экземпляр, с которого всё началось.
Хочу сказать, что я адекватно воспринимаю действительность, и совсем не претендую на мировую славу и даже на всероссийскую. Если каким-то волшебным образом мои книги будут читать за пределами Перми, конечно, это будет приятным дополнением к моему хобби. Однако, на данный момент я смотрю на вещи реально. Я не скрываю, что «Простое прошедшее» в сегодняшнем виде - практически самиздат. Я сама занималась изготовлением книги с помощью знакомого редактора и известного российского сервиса для независимых авторов. Я хотела, чтобы книг было много, чтобы они красиво стояли в стопке, и чтобы у моих друзей и родственников мелькала в книжном шкафу моя фамилия. Знакомые из библиотеки Горького предложили организовать у них мою презентацию. Мне понравилось после длительной речи имени себя и своего внутреннего мира, сидеть и подписывать экземпляр за экземпляром для собравшейся очереди, прямо как в кино. Конечно, я отдаю себе отчёт в том, что это ни что иное как «игра в писателя», но я точно знаю, что то, что я не известна на весь мир - не делает меня не талантливой, а мою книгу плохой. Я точно знаю, что пишу хорошо, просто живу немного не в своё время, и не в своей стране
Я пишу, потому что не могу не писать. Если не скину мысли на бумагу - они сведут меня с ума.
Не буду скрывать, что было много страхов и сомнений. Я представляла, как книгу будут читать люди, которых я не знаю, люди, с которыми у меня по каким-то причинам сложились плохие отношения, люди, которые всегда и во всем настроены на негатив и критику. Однако, перечитывая из раза в раз отзывы друзей, и вспоминая, как одна из подруг вовсе разревелась на моих глазах, переворачивая последний лист рукописи, я больше и больше склонялась к тому, что хочу, что бы меня читало как можно больше людей! В моём идеальном мире писатель - это профессия. И эта профессия не должна быть разбавлена двумя другими работами, сидением в офисе, усталостью и нехваткой времени на нормальный творческий процесс. К сожалению, стать исключительно писателем удаётся единицам, поэтому и я, опять же глядя на вещи реально, решила не относиться к своему хобби как к делу всей своей жизни. Тем более, что я не преследую коммерческие цели, я пишу, потому что не могу не писать: если не скину мысли на бумагу - они сведут меня с ума.
Основа моего творчества - это ценность прошлого. Я ставлю эту ценность на первое место во всём, что пишу. «Единственная цель будущего - стать прошлым» - строчка из моей книги, она, собственно, и является главным обоснованием названия «Простое прошедшее». Главный вопрос, мучивший читавших, - с кого же всё-таки списаны персонажи. Не буду отрицать, что во многих случаях я описывала конкретные случаи, ситуации и характеры, однако никаких определенных прототипов нет. Каждый персонаж - смесь всех, кого я знала когда-то, моих друзей, знакомых, меня самой, однако, выделить определенного реального человека я не смогу ни в одном из них. «Простое прошедшее» - сатира на современного русского человека, для которого представления о хорошей жизни ограничиваются мечтами о Европе и большом банковском счёте. Не смотря на всю серьёзность описываемых событий, они так или иначе отдают некоторой комичностью, с помощью которой я призываю читателей посмотреть на себя стороны и многое переосмыслить.

Думаю, о литературной среде в нашем городе никто никогда ничего не слышал. Писатели в Перми есть, но все они - представители старших поколений, и известны в тех же кругах. Молодое поколение, даже если и пишет что-то, предпочитает это никому не показывать, боясь критики со стороны знакомых и зная, что добиться успеха в этой области практически невозможно. Мы живём во времена видео блогеров и людей с красивыми фигурами, - они становятся знаменитыми, а не те, кто пытается мыслить. И это ещё один мой аргумент к тому, что я живу не в своё время.
Недавно меня спросили: «Настя, ты прочитала столько книг, и как, стала умнее?». Меня поразила абсурдность этого вопроса. Кто-то действительно расценивает книги как способ стать умнее? Для меня книги - это развлечение. Чтение хорошей книги равносильно просмотру фильма, сериала или вовсе приятной беседе с близким другом. Книги нужно читать в первую очередь не из-за их социальной или исторической ценности, а ради удовольствия. Когда я ещё не пришла к этому мнению, я заставляла себя дочитывать абсолютно всё, что начинала, даже через силу, но вскоре я поняла, что нет смысла заставлять себя читать то, от чего мне объективно скучно. Известный факт - тот, кто не любит читать, просто ещё не нашёл «свою» книгу.
Интервью Олеся Леухина

Текст Анастасия Почебут
Made on
Tilda